5 октября текущего года состоялось заседание Комитета Сената по вопросам обороны и безопасности.
В нем приняли участие члены Сената, председатели Жыкорги Кенеса Республики Каракалпакстан, пстоянных комиссий областных кенгашей и Ташкентского городского кенгаша народных депутатов, члены экспертной группы при Комитете, ответственные работники соответствующих министерств и ведомств и представители средств массовой информации.
На заседании были рассмотрены вопросы, которые планировалось обсудить на тридцать третьем пленарном заседании Сената, в частности, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О наименованиях географических объектов»».
Отметили, что данный Закон разработан с учетом предложений и мнений общественности. В связи с тем, что в настоящее время вопросы, связанные с присвоением имен географическим объектам выдающихся личностей, общественных и государственных деятелей, оставивших глубокий след в истории в целях увековечения их памяти, законодательно не урегулирован, в деле присвоения географическим объектам (улицам, маҳаллям, скверам, паркам и другим составным частям населенных пунктов) имен личностей возникают различные проблемы.
Между тем, в Законе «О наименованиях географических объектов» предусмотрено, что при наименовании географического объекта учитывается мнение местного населения. Однако действующее законодательство не раскрывает процедуру учета мнения населения. Кроме этого, не конкретизирован порядок присвоения имен личностей, оставивших глубокий след в истории Узбекистана и мира, структурным частям населенных пунктов (махаллям, проспектам, улицам, площадям, паркам, скверам).
Также, в действующем законодательстве не установлены конкретные критерии выявления таких лиц, а также не предусмотрены конкретные требования к присвоению имен лиц географическим объектам, у которых уже есть названия. Такая ситуация приводит к тому, что наименования географических объектов меняются несколько раз.
Вносимые изменения и дополнения в закон призваны устранить перечисленные выше проблемы.
За заседании Комитета также обсудили итоги изучения исполнения в Навоийской области Закона «О лицензировании, разрешительных документов и уведомительных процедурах» в части старательной добычи драгоценных металлов на участках недр.
Как отмечалось, Комитет Сената по вопросам обороны и безопасности 20-21 сентября текущего года изучил состояние дел по исполнению данного Закона в Навоийской области в части извлечения драгоценных металлов из недр методом старательной добычи. Результаты изучения показали, что при извлечении драгоценных металлов юридическими и физическими лицами на участках недр методом старательной добычи недостаточно внимания уделяется обеспечению безопасности людей, а также существует множество проблем, связанных с обеспечением исполнения норм действующего законодательства.
Так, компетентные органы вяло ведут работы по разъяснению преимуществ соблюдения закона при проведения таких работ. При получении лицензии на право пользования участками недр для добычи полезных ископаемых имеются бюрократические преграды. Как результат, с каждым годом увеличивается количество случаев незаконной добычи.
В частности, только в Навоийской области в 2017 году по фактам незаконной добычи драгоценных металлов и золота были возбуждены 16 административных дел, а в 2021 году этот показатель составил 204.
И самое печальное, в Навоийской области только в 2021 году из-за несоблюдения требований техники безопасности при проведении работ по добыче на открытых участках более 10 граждан погибли в результате отравления угарным газом или задавления песком и камнями.
Кроме того, действующее законодательство не устанавливает ответственности за хищение драгоценных металлов и камней на неохраняемых открытых территориях.
В части пятой статьи 190 Уголовного кодекса установлено, что занятие деятельностью, подлежащей лицензированию, без лицензии, сопряженное с получением дохода в особо крупном размере, влечет уголовную ответственность.
Однако анализы показали, что в стране по части 5 статьи 190 УК в стране судом не было рассмотрено ни одного уголовного дела.
В то же время низкий размер штрафа, применяемого статьей 70-2 Кодекса об административной ответственности к лицам, осуществляющим незаконную добычу руд, содержащих золото и драгоценные металлы, является причиной неоднократных нарушений закона со стороны физических лиц.
Также в области не ведется точный учет закрытых и временно закрытых заброшенных шахт и рудников.
Кроме этого, шахты и карьеры, зарезервированные Навоийским горно-металлургическим комбинатом, не ограждены и не охраняются.
Власти региона не исполняют должным образом свои полномочия в указанном направлении, в том числе пассивно ведут соответствующую контрольную работу.
С учетом того, что проблемы, выявленные в ходе изучения, являются весьма актуальными для обеспечения жизни и безопасности наших граждан, Комитет внес предложение подготовить проект парламентского запроса на обсуждение этого вопроса на пленарном заседании Сената.
По окончании обсуждений Комитет принял соответствующие решения.