Мы вынуждены признать горькую, но откровенную правду – в последние годы редко слышим о том, чтобы обратившийся в кадастровую службу человек остался довольным ее услугами. Кто-то не оформил кадастровую документацию на свой дом, у кого-то документы не полные - начинают проявляться проблемы, которые накопились в сфере за многие годы. Не было единой системы, единого решения.
В этом смысле, принятое 20 октября текущего года Постановление Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан», можно смело утверждать, стало правовой основой для начала новой эпохи реформ. Документ предоставляет Агентству по кадастру большие полномочия, определяет задачи по укреплению его организационной структуры, и самое главное, категорически запрещает необоснованное вмешательство и оказание воздействия на его законную деятельность. Наш разговор с Фозилом Худайкуловым, начальником областного управления Агентства по кадастру, - о значении данного постановления, преобразованиях в сфере и ожидаемых результатах.
- Фозил ака, по поводу данного постановления возникают вопросы. Например, как можно понять порядок, в соответствии с которым организация деятельности территориальных управлений Агентства осуществляются самим Агентством на основе единоличия? А как же было раньше?
- Указом Президента от 7 сентября 2020 года, Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру преобразован в Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан. А в 2020 году Постановлением Президента территориальные управления и филиалы Палаты государственных кадастров переданы на подчинение территориальных управлений и отделов Агентства по кадастру.
Новый документ уточняет этот порядок и обосновывает его с правовой точки зрения. В свою очередь, это позволит работы, связанные с оказанием кадастровых услуг проводить через единую систему.
- Документ категорически запрещает хакимам вмешиваться либо оказать воздействие на законную деятельность территориальных отделов Агентства по кадастру, территориальных управлений и районных (городских) филиалов Палаты государственных кадастров. Что же даст Кадастровым ведомствам независимая от территориальных хокимиятов работа?
- Как известно, до создания Агентства по кадастру руководители нижестоящего звена системы назначались и освобождались от должности по рекомендации хокимов. После образования Агентства в соответствии с Постановлением Президента от 24 февраля 2021 года начальников территориальных управлений и отделов Агентства по кадастру назначает и освобождает от должности председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан по рекомендации директора Агентства.
Еще один вопрос. Раньше в каждой области и районе функционировали комиссии по рассмотрению вопросов о выделении земель. В их состав входили ответственные работники государственных органов, возглавляли их хокимы. Примечательно, что в этих комиссиях секретарями выступали в областях – начальники управлений земельных ресурсов и государственного кадастра (бывших), или в районах - начальники его районных отделов. То есть они сами готовили и предоставляли комиссии проекты решений об отводе земель. В настоящее время такие комиссии полностью упразднены, выделение земель осуществляется в электронной форме по прозрачному механизму.
Кроме того, Указом главы нашего государства от 8 июня 2021 года отменены ряд полномочий местных государственных органов власти по земельным отношениям, в том числе их право выделять земли. Но несмотря на это, мы становимся свидетелями случаев, когда на местах некоторые хокимы дают приказы или предписания начальникам нижестоящих отделов Агентства по кадастру или начальникам филиалов Палаты государственных кадастров о выделении земель по старому порядку. И самое печальное, за такого рода правонарушения отвечает не тот кто дает приказы, а тот, кто выполняет их. С учетом такого положения дел, Президент в данном своем решении четко разграничил отношения между Агентством во кадастру и хокимами.
- Расскажите пожалуйста о станциях спутникового наблюдения. В постановлении предусматривается закупить 80 штук такого оборудования. Сколько из них будут установлены в Самарканде, и какая нам от этого польза?
- Станции «GNSS» позволяют определять территориальное положение объектов на местности путем обработки спутниковой информации. До сих пор такие устройства были установлены в Нарпайском, Иштиханском районах области и в городе Самарканде.
Из закупаемых в будущем 80 “GNSS” 5 штук установят в нашем регионе: по одному - в Булунгурском, Ургутском и Кушработском районах, и 2 – в Нурабадском районе.
Эти непрерывно работающие станции позволят использовать в геодезических, топографических работах единую систему координат, кроме этого, они будут применяться в картографических, архитектурных и строительных работах, при проектировании и строительстве автомобильных и железных дорог, в маркшейдерстве, в лесном хозяйстве, создании и обслуживании электрических и газовых сетей.
Станции “GNSS” будут подключены к центральной системе управления Республиканского аэрогеодезического центра при Агентстве по кадастру. Этот Центр также является ответственным и за техническое обслуживание и обеспечение непрерывной работы этих устройств.
- При областных управлениях Агентства появится новая штатная единица - главный специалист по вопросам границы. В чем будет заключаться его обязанности?
- Как вам известно, за последние 5-6 лет были пересмотрены наши границы с соседними странами. Наша область граничит с Республикой Таджикистан. Правда, по поводу наших границ с Таджикистаном сегодня проблем нет. Так как 7 января 2020 года был подписан межправительственный совместный протокол о демаркации и делимитации границ. Однако в других областях ситуация другая.
Кроме того, соответствующим решением главы нашего государства планируется провести демаркацию границ 14 районов, 2 городов и 1126 махаллей нашей области. В частности, в составе города Самарканда будут образованы пять районов. Определенная часть территории других районов перейдет в состав города Самарканда. Самаркандский район как отдельная административная-территориальная единица будет упразднен.
Ответственным за эти вышеназванные работы будет главный специалист по вопросам границы. Следует отметить, что данная штатная единица ранее предусматривалась в штате бывшего государственного предприятия “Ермулккадастр”, и для каждой области устанавливалась в 0,5 ставке. Неудивительно, такой подход себя не оправдал, работник в полставке не мог быть эффективным. Теперь же этим делом займутся реальные специалисты.
- В документе определены задачи в широком диапазоне. Это свидетельствует о том, что началась эпоха глубоких перемен. Какие новшества Вы бы добавили в систему на данном этапе? Какие еще имеются проблемы в системе службы кадастра?
- На вас вопрос отвечу прямо и открыто. Мои наблюдения показывают, что у большинства людей, приходящих работать в эту отрасль, возникает такая иллюзия: «земля будет моей, я ее продам и заработаю столько денег, сколько захочу, и разбогатею». И небезосновательно. Следует признать, что до недавнего времени многие думали, что связанные с кадастром вопросы можно решить только за вознаграждение. Ситуация усугубляется и тем, что до сих пор некоторые чиновники занимаются коррупцией, в конечном итоге привлекаются к ответственности и тем самым позорят перед народом всю систему. И как вы думаете, какое мнение может сложиться у тех, кто постоянно слышит и видит такие сообщения? И не удивительно, что достойные кадры будут стремиться обходить эту систему. И напротив, «предприимчивые» люди будут тянуться на такие должности. Как вы уже поняли, квалифицированных специалистов у нас не хватает.
Если мы сумеем полностью искоренить коррупцию, это будет нашим самым большим достижением. Это не только послужит решению кадровых вопросов, но и будет способствовать последовательному развитию отрасли.
В соответствующем решении Президента предусмотрена передача вида услуги по подготовке кадастрового дела на объекты недвижимости, в том числе функции подготовки первичного кадастрового дела, в частный сектор. Это ограничивает непосредственный контакт работников кадастровой системы с гражданами, и значит, устраняет факторы, создающие предпосылки для коррупции. Однако и здесь нужна бдительность. При приеме на работу лиц нужно изучать не только их квалификацию, но и предрасположенность к коррупции. Мое беспокойство вызвано тем, что такая практика имелась до конца 2014 года. В те времена кадастровые инвентарные документы на объекты недвижимости, расположенные в любом месте области, могли готовить работники частного сектора. Однако в то время система себя не оправдала. Это было связано с тем, что во многих кадастровых документах, подготовленных частным сектором, многие данные оказались искаженными или недостоверными. В результате многие граждане лишились своей собственности, обивали пороги судов и различных инстанций.
Как вы уже заметили, в обоих случаях на первое место выходит кадровый вопрос. Поэтому я считаю, что укомплектование сферы молодыми и честными кадрами должно стать одной из первостепенных задач.