ЗАПРОС НА ВЫРАЖЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ (ЗВЗ)
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И КАДАСТРА В УЗБЕКИСТАНЕ
Займ №.5761-UZ
Название задания: Предоставление услуг в качестве индивидуального консультанта для апробации методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости
Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (Агентство по кадастру) получил финансирование от Международной ассоциации развития для проекта модернизации систем регистрации недвижимого имущества и кадастра, и намерен использовать часть средств для найма команду из пяти индивидуальных местных консультантов (специалистов-оценщиков) для апробации методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости в рамках второго этапа эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Основная цель консалтинговых услуг: (i) провести апробацию на пилотных участках методологии государственной кадастровой оценки недвижимости в рамках второго этапа эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, (ii) провести тестирование программного обеспечения для государственной кадастровой оценки с формированием соответствующих баз данных, (iii) предоставить замечания и предложения по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости на основе результатов их апробации и тестирования.
Заинтересованным индивидуальным кандидатам необходимо направить резюме, включающий информацию об их квалификации и опыте, демонстрирующих их способность выполнить данное задание (ссылка на оказанные аналогичные услуги, опыт в аналогичных заданиях, готовность приступить к работе и т. д.).
Минимальные квалификационные требования к Консультанту:
Консультанты (специалисты-оценщики) должны отвечать следующим квалификационным требованиям:
• Законченное высшее или равнозначное образование в области права, экономики, оценки недвижимости, архитектуры, строительства, земельного администрирования, либо в другой соответствующей дисциплине. Консультант должен подтвердить свою квалификацию (степень, тренинги, сертификат оценщика, выданный уполномоченным органом) в области оценки земли и недвижимости и практический опыт ее применения.
• Минимум 5 лет опыта работы в сфере оценки недвижимости
• Хорошие навыки написания аналитических материалов, отчетов и рекомендаций на узбекском и русском языках.
Кандидат будет выбран в соответствии с процедурами отбора «Индивидуального консультанта», изложенными в Руководящих принципах Всемирного банка по отбору и найму консультантов на основании займов МБРР и кредитов, и грантов МАР заемщиками Всемирного банка (январь 2011 года, пересмотрено в июле 2014 года)
Выражение заинтересованности должно быть доставлено в письменной форме по указанному ниже адресу (лично, по почте, факсу или электронной почте) до 30 декабря 2021 года.
Агентство по кадастру,
Узбекистан, Ташкент 100097
Чиланзарский район, ул. Чупонота, дом 6 «в»
Вниманию: Заместителя директора М. Мирмаксудова,
Контактные лица: Хасан Магдиев, Директор ГРП МСРНИК или Сирожиддин Иманов, специалист по закупкам ГРП
Тел.: +998712025596, +998974442474
Факс: +99871 2738661
Электронная почта: mrprc5761@gmail.com
Веб-сайт: www.kadastr.uz
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
I. Краткая информация
В настоящее время Правительство Узбекистана прилагает усилия по модернизации системы кадастра и регистрации недвижимого имущества для использования экономических и социальных преимуществ обновленной доступной информации в целях будущего развития. Правительство Узбекистана обратилось к Всемирному банку с просьбой поддержать проект модернизации системы регистрации и кадастра недвижимости в Узбекистане (МСРКН), который был утвержден Советом директоров Всемирного банка 24 мая 2016 года и вступил в силу 12 января 2017 года. Целью проекта МСРКН является создание эффективной и доступной системы кадастра и регистрации недвижимости в Республике Узбекистан в качестве составной части услуг в области электронного государственного управления.
Проект МСРКН достигнет этого путем: (i) улучшения бизнес-процессов и ориентированности на потребности клиентов при кадастре и регистрации недвижимости; (ii) создания полностью цифровой системы реестра и кадастра недвижимого имущества, общедоступной в сети Интернет; (iii) совершенствования нормативной и оперативной среды кадастра и регистрации недвижимого имущества; (iv) облегчения доступа к пространственным данным, обмену и совместному использованию этих данных на национальном уровне; и (v) повышения информированности о значимости прав собственности на недвижимое имущество.
Модернизация кадастра и регистрации недвижимого имущества, включая создание эффективных и доступных систем и функциональных возможностей, необходимых для их эксплуатации - это непрерывные инвестиции, требующие поддержки в долгосрочной перспективе. Для завершения настоящего проекта требуются годы детальной работы и решение многочисленных спорных вопросов, которые постоянно возникают при создании новой системы, имеющей такое первостепенное значение. Таким образом, данный проект следует рассматривать как один из главных краеугольных камней современной системы, которая содействует экономическому развитию и надлежащему управлению при помощи достоверных и доступных сведений для всей недвижимости. Проект предусматривает создание новой электронной системы кадастра и регистрации недвижимости и пространственных данных для её практического применения, в том числе проведение ключевых стратегических и регулятивных реформ. После того как будет разработана фундаментальная система и информационная база, предполагаемая вторая фаза будет направлена на проведение проектных мероприятий следующего уровня, включая поддержку использования геодезических и кадастровых данных для предоставления различных финансовых и рыночных услуг в соответствии с запланированными функциями электронного правительства (таких как коммунальные услуги, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, управление земельными ресурсами и регулирование землеустройства, землеустройство, мониторинг рынка недвижимости, определение стоимости недвижимости и налогообложение).
Правительственным органом, ответственным за реализацию проекта МСРКН, является Агентство по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (Агентство по кадастру). Подробная информация о проекте МСРКН может быть найдена в Документе по оценке проекта (PAD)[1].
Указом Президента Республики Узбекистан от 3 декабря 2020 г., № УП-6121 «О дальнейшем совершенствовании ресурсных налогов и налога на имущество» предусмотрена реализация, с привлечением при необходимости зарубежных экспертов, ряд мер по совершенствованию системы кадастровой оценки недвижимого имущества, частности:
- разработка методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основании их рыночной стоимости;
- совершенствование информационной системы для создания полной и достоверной базы данных об объектах недвижимого имущества и проведения качественной оценки объектов недвижимого имущества;
- разработка Земельного кодекса в новой редакции, предусмотрев классификаторы видов разрешенного использования земельных участков и основания для прекращения прав на них;
- проведение в 2021-2022 годах эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, основанной на рыночной стоимости, в зависимости от использования земельных участков и назначения объектов капитального строительства в четырех «пилотных» регионах республики:
пилотный участок №1 - объекты недвижимого имущества жилого и нежилого (коммерческого) назначения - Мирзо-Улугбекский район города Ташкента;
пилотный участок №2 - объекты промышленного назначения - город Навои Навоийской области;
пилотный участок №3 - рекреационные зоны и объекты особо охраняемых территорий - Бостанлыкский район Ташкентской области;
пилотный участок №4 - объекты сельскохозяйственного назначения - Ромитанский район Бухарской области.
Также «Дорожной картой по реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита Вице-президента Всемирного банка Анны Бьерде 14-19 мая 2021 года» в Узбекистан, утвержденной заместителями Премьер-министра Республики Узбекистан Д.Кучкаровым и С.Умурзаковым, предусмотрено развитие сотрудничества в области земельной реформы и системы государственного кадастра, в частности путем:
- поддержки пилотного проекта по всесторонней оценке недвижимого имущества (совместно с Росреестром);
- привлечения экспертов Всемирного банка для разработки методологии проведения массовой оценки недвижимости.
В 2021 году в рамках проекта по созданию системы государственной кадастровой оценки, реализуемого совместно с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр) при участии Агентства по кадастру и Министерства финансов Республики Узбекистан, был проведен первый этап эксперимента по кадастровой оценке различных типов недвижимости на четырех пилотных участках на основании данных, собранных из различных открытых источников.
В целях апробации методологии и тестирования программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости, разработанных в рамках проекта по созданию системы государственной кадастровой оценки, основанной на рыночной стоимости, должен быть проведен второй этап эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на этих же пилотных участках.
На втором этапе (декабрь 2021 – август 2022) будут проведены кадастровая оценка объектов недвижимости по новой методологии и тестирование программного обеспечения с формированием баз данных, а также сравнение полученных результатов с результатами первого этапа. Задачей второго этапа является также формирование замечаний и предложений по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости на основе результатов их апробации и тестирования.
С учетом этих обстоятельств и для обеспечения устойчивости достижения целей проекта МСРКН в части разработки и внедрения методологии массовой оценки недвижимости для целей налогообложения и других целей, в 2021-2022 годах планируется привлечь команду из пяти индивидуальных местных консультантов (специалистов-оценщиков) для апробации методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости в рамках второго этапа эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
II. Основная цель консалтингового задания
Основная цель консалтинговых услуг: (i) провести апробацию на пилотных участках методологии государственной кадастровой оценки недвижимости в рамках второго этапа эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, (ii) провести тестирование программного обеспечения для государственной кадастровой оценки с формированием соответствующих баз данных, (iii) предоставить замечания и предложения по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости на основе результатов их апробации и тестирования.
III. Объём и состав работ
В задачи и обязанности каждого консультанта (специалиста-оценщика) будет входить следующее:
1. Изучение и освоение методологии государственной кадастровой оценки недвижимости.
2. Изучение и освоение автоматизированных информационных систем (АИС): «Фонд данных государственной кадастровой оценки», «Мониторинг рынка недвижимости», «Определение кадастровой стоимости».
3. Провести кадастровую оценку объектов недвижимого имущества на четырех пилотных участках[2] с составлением карт экономического районирования в целях апробации методологии государственной кадастровой оценки недвижимости.
4. Провести тестирование программного обеспечения для государственной кадастровой оценки с формированием соответствующих баз данных с использованием АИС «Фонд данных государственной кадастровой оценки», «Мониторинг рынка недвижимости», «Определение кадастровой стоимости».
5. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в рамках первого и второго этапов эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
6. Подготовить и предоставить Агентству по кадастру замечания и предложения по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости на основе результатов их апробации и тестирования.
7. Оказание содействия Агентству по кадастру при проведении тестовой массовой оценки объектов жилого имущества города Ташкента.
Объем консалтинговых работ – 9 чел.-месяцев на одного специалиста (198 чел.-дней); всего – 45 чел.-месяцев (990 чел.-дней).
IV. Ожидаемые результаты
Консультанты (специалисты-оценщики) должны предоставить следующие результаты:
1. Отчеты о кадастровой оценке объектов недвижимого имущества по каждому из четырех пилотных участков с приложением карт экономического районирования в форме ГИС-слоев, подготовленные ответственными консультантами.
2. Материалы тестирования программного обеспечения для государственной кадастровой оценки с приложением соответствующих баз данных, созданных с использованием АИС «Фонд данных государственной кадастровой оценки», «Мониторинг рынка недвижимости», «Определение кадастровой стоимости».
3. Данные сравнительного анализа результатов, полученных в рамках первого и второго этапов эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на четырех пилотных участках.
4. Замечания и предложения по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости по итогам их апробации и тестирования.
V. Необходимый профессиональный опыт и навыки
Консультанты (специалисты-оценщики) должны отвечать следующим квалификационным требованиям:
• Законченное высшее или равнозначное образование в области права, экономики, оценки недвижимости, архитектуры, строительства, земельного администрирования, либо в другой соответствующей дисциплине. Консультант должен подтвердить свою квалификацию (степень, тренинги, сертификат оценщика, выданный уполномоченным органом) в области оценки земли и недвижимости и практический опыт ее применения.
• Минимум 5 лет опыта работы в сфере оценки недвижимости
• Хорошие навыки написания аналитических материалов, отчетов и рекомендаций на узбекском и русском языках.
VI. Критерии отбора:
Консультант будет отобран на основе следующих критериев:
• Техническая компетенция: наличие необходимой квалификации и опыта в предметной сфере консалтинга, в том числе знание национальных стандартов в сфере оценки недвижимости (30%);
• Опыт проведения оценки объектов недвижимости (Земельных участков, зданий, квартир и др.) различного назначения (70%).
VII. Продолжительность работ и управление
Работа, в рамках консалтингового задания, будет начата в декабре 2021 года и продолжится до 16 сентября 2022 года.
Данное консалтинговое задание будет координироваться специально уполномоченным координатором от Агентства по кадастру, а также, все мероприятия в рамках консалтингового задания будут тщательно отслеживаться специалистом по мониторингу и оценке группы реализации проекта МСРКН (ГРП). Отчеты будут представляться в Агентство по кадастру, как определено в разделе VIII (Отчетность и координация).
Ожидаемые сроки подготовки окончательных версий документов:
I. Начальный отчет должен быть предоставлен в течение 30 календарных дней с даты подписания контракта.
II. Сводный отчет[3] о кадастровой оценке объектов недвижимого имущества на четырех пилотных участках с приложением карт экономического районирования в форме ГИС-слоев - в течение 180 календарных дней с даты подписания контракта. Сводный отчет формируется на основании отчетов о кадастровой оценке по каждому пилотному участку, подготовленных ответственными консультантами.
III. Материалы сравнительного анализа результатов, полученных в рамках первого и второго этапов эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на четырех пилотных участках - в течение 210 календарных дней с даты подписания контракта.
IV. Сводный отчет[4] о тестировании программного обеспечения для государственной кадастровой оценки с приложением соответствующих баз данных, созданных с использованием АИС «Фонд данных государственной кадастровой оценки», «Мониторинг рынка недвижимости», «Определение кадастровой стоимости» - в течение 240 календарных дней с даты подписания контракта.
V. Обобщенные замечания и предложения консультантов (специалистов-оценщиков) по совершенствованию методологии и программного обеспечения государственной кадастровой оценки недвижимости по итогам их апробации и тестирования - в течение 250 календарных дней с даты подписания контракта.
VIII. Отчетность и координация
Вся отчетность по консалтинговому заданию будет представлена в Агентство по кадастру на узбекском и русском в бумажном и цифровом виде. Все материалы, подготовленные консультантами, будут являться собственностью Агентства по кадастру и не должны распространяться без его предварительного письменного согласия.
Начальный отчет. Консультанты разработают и представят в Агентство по кадастру начальный отчет, в котором будут отражены: (а) план действий консультанта по реализации деятельности в рамках консалтингового задания, (б) график реализации плана, (в) методология, которая будет применяться для выполнения поставленных задач, (г) финансовая информация, (д) соответствующие приложения.
Заключительный отчет. Заключительный отчет будет представлен в Агентство по кадастру за неделю до завершения контракта. В этом отчете будут описаны (а) достижения консультантов за все время выполнения задания с учетом явных требований Главы IV. «Ожидаемые результаты», (б) аналитическая информация, (в) извлеченные уроки, (г) замечания, предложения и рекомендации, (д) выводы и (е) соответствующие приложения.
Ожидаемый крайний срок для завершения, согласования и представления Заключительного отчета - сентябрь 2022 года.
На протяжении всего периода подготовки и проведения консалтингового задания, консультанты будет тесно сотрудничать с группой реализации проекта (ГРП), международными консультантами и с соответствующими сотрудниками и должностными лицами Министерства финансов, Агентства по кадастру, других заинтересованных организаций.
Взаимодействие между консультантами, Министерством финансов, Агентством по кадастру, международными консультантами, другими заинтересованными специалистами и организациями, в том числе на пилотных участках, будет осуществляться посредством специально уполномоченного координатора, нанятого Агентством по кадастру, который будет отвечать за координацию деятельности по консалтинговому заданию между консультантами и Агентством по кадастру.
IX. Язык
Официальными языками задания считаются узбекский и русский.
X. Другие положения
1. Консультанты будет выполнять свою работу на территории Агентства по кадастру и четырех пилотных участков.
2. Агентство по кадастру предоставит Консультантам рабочие места, мебель, доступ в Интернет, транспорт для посещения пилотных участков и встреч.
3. Агентство по кадастру предоставит Консультантам все отчеты и другие соответствующие материалы (правовые акты, статистические данные и т. д.), организует встречи с соответствующими заинтересованными специалистами и организациями.
[1] http://documents.worldbank.org/curated/en/690831467989526521/pdf/PAD1433-PAD-P151746-IDA-R2016-0046-1-Box394886B-OUO-9.pdf
[2] Для полноценного освоения методологии государственной кадастровой оценки недвижимости и проведения в последующем обучения местных специалистов, каждый консультант (специалист-оценщик) в составе команды оценщиков будет проводить оценку на каждом из четырех пилотных участков по всем видам недвижимости. При этом будут определены из числа консультантов ответственные за организацию и проведение работ и составление отчета о кадастровой оценке по одному консультанту по пилотным участкам №№2,3 и 4. Учитывая сложность территории г.Ташкента по пилотному участку №1 будет определено два ответственных консультанта.
[3] Сводный отчет составляется на основе индивидуальных отчетов каждого консультанта (специалиста-оценщика)
[4] Сводный отчет составляется на основе индивидуальных отчетов каждого консультанта (специалиста-оценщика)