Телефон доверия : 1097 Aвторизоваться

Когда земля станет частной собственностью, государство не может его так просто забрать

12.11.2022
305

В последние годы в нашей стране благодаря внедрению порядка выделения физическим и юридическим лицам земельных участков только через открытые аукционные торги, устранению таких негативных явлений как незаконное выделение посевных площадей и самовольный захват земель, кардинально изменилось отношение к земле. Кроме этого, субъектам предпринимательства и населению предоставлено право приватизировать земельные участки.

 

 

В последние годы в нашей стране благодаря внедрению порядка выделения физическим и юридическим лицам земельных участков только через открытые аукционные торги, устранению таких негативных явлений как незаконное выделение посевных площадей и самовольный захват земель, кардинально изменилось отношение к земле. Кроме этого, субъектам предпринимательства и населению предоставлено право приватизировать земельные участки.

Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 сентября 2020 года «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан» способствовало повышению эффективности работ в этом направлении, в системе налажена служба комплаенс-контроля для борьбы с коррупцией, пресечения и своевременного выявления коррупционных явлений. В сфере налажено обслуживание на основе «прозрачного механизма».  Базы данных Палаты государственных кадастров непосредственно интегрированы в государственные налоговые органы, нотариальные конторы, бюро принудительного исполнения и организации коммунального обслуживания. Все виды оказываемых услуг переведены на интерактивную форму. Между тем, такие вопросы как формирование кадастрового паспорта, государственная регистрация прав на недвижимость, получение справки о наличии (отсутствии) в собственности объекта жилья, получение кадастровых данных на конкретный объект недвижимости, государственная регистрация договора аренды зданий и сооружений, соглашения о праве ограниченного использования чужого земельного участка (сервитут)   клиенты непосредственно решают через систему интерактивных государственных услуг. 

В Сурхандарьинской области  583 тыс. 47 объектов недвижимости  принадлежат физическим и юридическим лицам. Из них 505 тыс. 150 – объекты индивидуального жилья, в том числе 450 тыс.  497  - индивидуальные дома, 54 тыс. 653 – свободные земельные участки, 40 тыс. 691 – квартиры в многоэтажных домах и 37 тыс. 206 – нежилые помещения.

За истекший период текущего года в Управление от физических и юридических лиц по поводу государственной регистрации прав на объекты недвижимости поступило 46 тыс. 831 заявление. Из них  731 отменено центром государственных услуг. 31 тыс. 103 объекта прошли в установленном порядке государственную регистрацию, 9 тыс. 481 – отклонены. В процедуре изучения находится 191 обращение, на этапе оплаты - 2 тыс. 616. От общего числа заявок, поступивших для проведения государственной регистрации, 5 тыс. 410 – здания и сооружения, принадлежащие физическим и юридическим лицам, 5 тыс. 367 – квартиры в многоэтажных домах, 20 тыс. 662 – индивидуальные дома, 12 тыс. 683 – земельные участки, предоставленные физическим лицам, в том числе для предпринимательской и градостроительной деятельности.

Уместно отметить, что функция государственной регистрации прав на недвижимость передана к компетенции районных, городских филиалов областного управления. Такой порядок будет способствовать предупреждению коррупционных явлений и  прозрачной организации  процедуры государственной регистрации прав на недвижимость. Анализы показывают, что за прошедшее время от физических и юридических лиц поступило 41 тыс. 112 обращений по формированию кадастрового паспорта на объекты недвижимости. Из них 1 тыс. 480 – отменены центром государственных услуг. 8  тыс.  421 обращений - отклонены, 30 тыс. 498 – положительно решены. 713 обращений находятся на стадии оплаты. Из этих объектов 141 – многоэтажные дома, 5 тыс. 434 – квартиры в многоэтажных домах, 45 – многолетние насаждения, 6 тыс. 797 – здания и сооружения, 21 тыс. 821 – индивидуальные жилые постройки, 6 тыс. 874 – земельные участки.

В последние годы приняты ряд постановлений по реформированию сферы кадастра. В феврале Кабинет Министров принял постановление «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», в связи с чем в сфере снова произошли изменения.  Проведение онлайн-аукционов началось еще в 2018 году. По старому порядку, кадастровые работники сами искали свободные земли и выставляли на аукцион только после согласования с соответствующими министерствами. Прежде чем выставлять свободный земельный участок на аукцион, специалистам необходимо было решать вопросы о том, можно ли на этом участке строить здание, отвечает ли он градостроительным нормам.

Новое постановление Правительства скорректировало прежний режим и обратилось с градостроительной документации. Так, теперь не может любой человек построить торговый магазин или производственный цех где угодно, где имеются свободные земли.  

По прежнему порядку, земли предоставлялись только в аренду, теперь на аукцион выставляются не только собственность, но и права аренды. Право собственности имеет определенные преимущества по сравнению с правом на аренду. Право на аренду предоставляется на определенный срок, после окончания которого придется продлевать договор, когда как право собственности объединяет в себе три права. Это право использования недвижимого имущества, право владения и право распоряжения. В первом случае свободный земельный участок можно продавать, заложить, то есть применять рыночный механизм. Сегодня кадастровые услуги кардинально отличаются от недавних порядков именно такими новыми принципами. Все работы проводятся открыто, прозрачно. Во-первых, подготовка кадастрового паспорта на объекты недвижимости осуществляется через Единый портал интерактивных государственных услуг или центрами государственных услуг на местах. Во-вторых, работы по учету земельных участков сельскохозяйственного назначения и государственной регистрации прав на них проводятся через интеграционную информационную систему кадастра и регистрации   УзКАД, что является фактическим проявлением внимания к совершенствованию земельных отношений.  

В частности, согласно Национальному земельному отчету по состоянию на 1 января 2021 года, в области имеются 2 миллиона 9 тыс.  991 гектар земельной площади, из которой 1 миллион 537 тыс. 297 гектаров являются землями сельскохозяйственного назначения. 11 тыс. 424 гектара – это населенные пункты, 111 тыс. 106 гектаров – земли промышленного, транспортного, оборонного и коммуникативного назначения, 194 гектара – природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, 517 гектаров имеют историческое и культурное значение, 322 тыс. 989 гектара – земли лесного фонда, 24 тыс. 20 гектаров – земли водного фонда и 182  тыс. 364 гектара – резервные земли. При сравнении земель сельскохозяйственного назначения, включенных в систему с предоставленным земельным отчетом (балансом) на 1 января текущего года стало известно, что в  интеграционную информационную систему кадастра и регистрации   УзКАД внесены принадлежащие пользователям 1 миллион 108 тыс. 282 га земель или 83%.

Во исполнение постановления Кабинета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» от 14 февраля 2022 года, до настоящего времени 2 тыс. 548 заявок на 419,93 гектара земельной площади, поступившие от физических и юридических лиц через государственные центры услуг и ЕПИГУ для приватизации земельных участков, внесены в автоматизированную информационную систему “Yerхususiylashtirish”, на 520 земельных участков районные, городские филиалы Сурхандарьинского областного управления Палаты государственных кадастров дали положительные заключения. Отклонены 2 тыс.3 обращения. Из них 762 – в связи с отсутствием госрегистрации при наличии правоустанавливающего документа, 150 – в связи с отсутствием правового документа, 14 – из-за наличия ареста, 834 – из-за расхождений в  фактических размерах площадей и указанных в правовых документах, 165 – в связи с указанием противоречивых данных, 40 – в связи с тем что граждане сами просили отклонить заявления, 17 – в связи с тем, что заявитель и обладатель права не одно лицо, 10 – повторная подача заявления, 7 – в связи с тем, что земли были сельскохозяйственного назначения,  4 – из-за расположения на охранной зоне. Между тем, по нормам Положения, приватизируется часть земельной площади, где расположен объект недвижимости, указанной в правовом документе. Таким образом, 834 обращения отклонены в связи с тем, что граждане в заявлениях указывали и те части фактически используемых земельных площадей, которые не были включены в правоустанавливающие документы.

Земля – общенациональное достояние. Однако, когда земельный участок  становится частной собственностью, государство не может так просто его забрать. До настоящего времени в нашем законодательстве не предусматривалось право собственности на земельный участок. Теперь нашим соотечественникам предоставили возможность приватизировать приусадебные земли. Это и есть реализация прав собственности людей на землю. Если же земельный участок понадобится государству, то оно может купить его по рыночным ценам  на договорной основе. Кроме того, приватизированный земельный участок можно заложить для получения кредита. Одним словом, в нашей стране за последние годы произошли позитивные изменения благодаря разумным земельным реформам, что будет способствовать эффективному использованию земель во благо нашего народа.

Последние новости